Желания ребенка

Вопреки ожиданиям родителей первым словом ребенка зачастую оказывается не «мама» или «папа», а «дай». Чего только не делают родители, пытаясь противостоять растущему аппетиту юного потребителя. Законы экономики едины для больших и для маленьких: предложение неизменно рождает спрос. «Я хочу что-нибудь купить», — деловито заявляет трехлетний ребенок, останавливаясь у витрины. Далее следует спор по поводу каждого пункта ассортимента, какое счастье, что ему видна только нижняя часть прилавка. Глаза ребенка полны укора и уверенности в том, что именно эта конфета ему жизненно необходима. Но, получив желаемое, чадо возвращает надкусанное лакомство со словами: «Мамочка, я больше не хочу!» Вопрос, зачем надо было просить конфету, если потом она не нужна, остается без ответа. Да и какой может быть ответ? Ведь глупо заставлять ребенка следовать принципу «ешь, раз заплачено».

 самокаты детские трехколесные

Дети же в такой ситуации рассуждают вполне логично: это моя конфета, и я делаю с ней, что хочу. Замечено, что «покупательская активность» выше у тех детей, которым не хватает ласки и внимания. Ведь по вечно сосредоточенному маминому лицу ребенку трудно понять, любят его или нет, а игрушка — вещественное доказательство материнских чувств. Зачастую родители попадают в собственную ловушку. «Если ты будешь себя хорошо вести, я дам тебе шоколадку», — обещают они. В результате ребенок начинает требовать причитающуюся награду каждый раз, когда считает, что заслужил ее. В некоторых семьях ребенку приходится все делить с братом или сестрой. Родители пытаются пресечь соперничество и воспитать детей щедрыми и дружными, но получается обратная ситуация: ребенку не хватает индивидуального пространства. Ему нужны свои игрушки, своя одежда, свой угол комнаты. Поэтому ребенку так хочется, чтобы мама купила одну конфету именно для него, а не килограмм на всю семью.

Чтобы маленькие детские радости не превращались в большие родительские траты, можно завести своеобразный ритуал.

Например, покупать что-то для ребенка по выходным или когда предстоит долгая дорога.

Таким образом, покупки станут реже, а ребенок спокойнее, так как он будет знать, что некоторое количество приятных мелочей ему гарантировано. А родительский отказ станет звучать более мягко: «Потерпи до воскресенья». Ребенок не знает чувства меры. Иногда хочется сделать ему приятное, и мы спрашиваем, какую игрушку ему купить. А он показывает в магазине на машинку, похожую на ту, что у него уже есть. Или просит купить десятого по счету динозавра. Такое поведение малыша говорит о том, что ему трудно делать выбор. У него буквально разбегаются глаза, поэтому ребенок невольно выхватывает взглядом те игрушки, которые ему уже знакомы. Он знает, что с ними интересно играть, значит, такие же, но только новые, способны доставить еще больше удовольствия. В подобной ситуации можно облегчить ему выбор и придумать, как впишется новая игрушка в уже имеющуюся «компанию». Например, девочке, настаивающей на покупке очередной Барби, можно сказать: «У твоей любимой куклы уже много подруг, но у них до сих пор нет ни одной кроватки». Желание быть не хуже других присуще человеку любого возраста. Но у детей 7—12 лет оно часто переходит разумные с точки зрения взрослого границы. Вы купили ребенку дорогую одежду, а он заявляет, что у них в классе никто такие не носит. Вас может раздражать, что при выборе покупок для ребенка вам приходится подстраиваться под вкус какой-нибудь Маши Сидоровой. Заставлять ребенка носить блузку с рюшечками в среде ровесников, предпочитающих стиль «унисекс», значит обрекать ее на одиночество. Лучше пусть ребенок ходит, повинуясь безусловно глупой школьной моде, в безразмерной футболке и с переводной «татушкой» на руке, но чувствует себя «своим среди своих». Часто родители борются не с влиянием мифической Маши Сидоровой, а со вкусом собственного ребенка, ведь это и его выбор. Нельзя отвергать чувства детей на том основании, что они пока не зарабатывают деньги, поэтому должны носить то, что скажет мама.

Ведь обязанность родителей — обеспечить ребенку не только материальный достаток и физическое выживание, но и чувство душевного комфорта. А если вас категорически не устраивает вид чада в модных дырявых джинсах, придется научить его противостоять мнению ровесников и одновременно дружить с ними, помочь освоить роль законодателя новой моды. Задача не из легких, ведь далеко не каждый человек способен быть лидером. Возможно, проще купить ребенку еще одну переводную «татушку», которая потом быстро сотрется — так же быстро, как проходит любая детская мода? Потребительские аппетиты растут вместе с ребенком, но возможности родителей не всегда успевают за ними. Если ребенок просил ролики, потом самокат, а теперь дело дошло до гоночного велосипеда, несмотря на то, что у него уже есть велосипед. Но он говорит, что хочет иметь «крутой велик». Как объяснить ребенку о способности осуществить все его желания? Вокруг так много соблазнов, и дети действительно не понимают, почему они должны быть лишены своей мечты. Ведь они еще не знают, что значит зарабатывать деньги. Поэтому полезно предоставить подростку такую возможность. Если он претендует на то, чтобы пользоваться «взрослыми» вещами: дорогой одеждой, аудиотехникой, мобильным телефоном, пусть достигает их взрослым путем — работой, а не детскими капризами. Некоторые подростки даже упрекают родителей за то, что те мало зарабатывают. Но в некоторых случаях не стоит спешить с отказом. Ведь подросток может мечтать о дорогой вещи, чтобы реализовать свои способности: хороший фотоаппарат позволит ему достичь профессионального уровня в фотосъемке, для чего непригодна обычная «мыльница». Иногда достаточно немного пересмотреть семейный бюджет, чтобы решить эту проблему. Например, можно договориться с подростком, что в течение года он не будет получать подарки по праздникам, зато на день рождения его мечта осуществится. Некоторые родители предпочитают дарить подросткам деньги, чтобы они могли накопить на свое «заветное желание». Как показывает практика, это не самый эффективный способ.